· 

Термин "депривация" означает лишение, потерю.

НЕМНОГО о ДЕПРИВАЦИИ,,, 

Термин "депривация" означает лишение, потерю. 

Феномен "психической депривации" намного глубже термина и последствия его распространяются на все сферы жизнедеятельности человека. 

Представьте ситуацию, когда ребенка лишили мороженого. Он лишился удовольствия, расстроился, возможно обиделся...но перенес эту ситуацию, и с точки зрения дисциплины, она даже пошла ему на пользу. 

А, если для ребенка мороженое - это символ материнской любви, если мать по-другому ее не выражает? Тогда он пережил потерю совсем другого уровня, и как ему с этим справиться? Конечно он приспосабливается, научается справляться, но какие последствия для его жизни это имеет! 

Чтобы совсем было понятно: депривация - этого когда у вас отняли не игрушку, а возможность играть. А вы могли быть даже не в курсе. 

То, как человек научается жить, его защиты, способы реагирований, коммуникаций и поведенческие модели - это нейронные связи, формирующиеся (особенно первых лет) и видоизменяющиеся в течение жизни. Это те самые пресловутые нервные клетки (нейронные связи), которые все же не умирают. То есть одни умирают, а взамен образуются другие, более актуальные. 

Пример сенсорной депривации (среды обедненной образами) в эксперименте над животными Хегенхана и Олсона: группу котят, выращиваемых в темноте, ежедневно помещали в цилиндрическую камеру, на стенках которой были нанесены вертикальные линии. Другую группу котят, выращиваемых в таких же условиях, в камеру с горизонтальными линиями. Исследования с применением микроэлектродов, проведенных на обеих группах показали, что у животных нейроны зрительного анализатора реагировали избирательно, только на предъявление знакомых линий. 
В итоге этого эксперимента, став взрослыми, первые не могли подниматься по ступенькам, а вторые не могли пройти между ножками стула. 

Эмоциональная депривация в экспериментах Харлоу с обезьянами: новорожденных обезьянок помещали в клетку с двумя манекенами - моделями матери. Одна была из проволоки и у нее можно было попить молока. Другая из мягкой ткани, но без еды. Оказалось, что на проволочном манекене они ели, а большую часть времени они держались за матерчатую. В случае опасности они искали спасения у матерчатой матери, успокоившись даже могли исследовать предмет их страха. Если "матери" не было в клетке, то забивались в угол и не выходили оттуда. Харлоу сделал вывод, что отсутствие матери препятствует стремлению к познанию, а в некоторых случаях к утрате интереса к жизни и даже смерти. Эмоциональные связи дают защищенность и уверенность необходимую для исследовательской деятельности. 

Исследования показали, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов как со взрослыми, так и со сверстниками, агрессивны, стремятся обвинять окружающих в своих трудностях, не способны к конструктивному выходу из конфликтных ситуаций. Их эмоциональные реакции отличаются напряженностью, срывами. Для них характерна слабая выраженность дружеских связей, отсутствием постоянных отношений. Отношения носят ситуативный характер и определяется практической полезностью для ребенка. Подобное поведение не способствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми и установлению контактов, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. 

А жить-то им в обществе! 

Формируйте нейронные связи, позволяющие радоваться жизни! Давайте и получайте любовь! Развивайтесь, учитесь, обогащайте свой внутренний мир! И мир вокруг вас станет добрее!

Оставить комментарий

Комментарии: 0