· 

Развод и дети.... Чем мы можем помочь.

В процессе психологического сопровождения семей при разводе наши специалисты выстраивают взаимоотношения между сторонами конфликта в несколько этапов. 

На первом этапе проводится непосредственная работа с отношением сторон к происходящему для определения их основных целей и задач, касающихся ребенка. Психолог выводит стороны на понимание конкретного вреда и последствий конфликта непосредственно для ребенка с тем, чтобы стороны осознали этот вред и сформировали определенные правила поведения и взаимодействия в отношении несовершеннолетнего. Такая работа носит отчасти стимулирующий характер, так как ставит конкретного родителя перед выбором: либо не думаешь о своем ребенке (причиняешь ему осознанный вред), но имеешь при этом выгоду, либо отстаиваешь свои интересы с оглядкой на интересы ребенка. 
Специалисты ( на разных этапах могут работать несколько специалистов) сознательно не обсуждают в процессе коррекционной работы вопросы по непосредственному примирению сторон и на первое место выводят обсуждение о том, как, где и с кем проживает ребенок, как он развивается и т. д. 

В рамках первого этапа также предполагается индивидуальная работа, при этом психологи работают персонально с каждым из родителей и не участвуют в совместных встречах. Основной задачей здесь будет снятие актуальных острых, волнующих спорящие стороны вопросов здесь и сейчас. Однако родитель сможет обращаться к данным специалистам и в последующем. 

На втором этапе другие специалисты проводят с родителями коррекционную работу по выстраиванию в их сознании некой идеальной модели воспитания ребенка. Такая коррекционная работа проходит в основном в форме групповых занятий (тренинги, группы взаимопомощи и т. д.), но предусматривает возможность и индивидуальных встреч. 

Также мы проводим семинары-группы взаимопомощи для матерей, так как большая часть женщин, участвующих в работе, заявляют о явном или завуалированном насилии со стороны бывших супругов. 

Третий этап предусматривает работу с несовершеннолетним, которую проводит детский психолог, но при необходимости подключаются педагог и логопед. Как правило, эта работа проводится параллельно с первым этапом, что дает возможность лучше проводить диагностику семьи, а также эффективней работать с критикой родителей. Работа строится в форме встреч психолога с ребенком (возраст детей от 3 до 7 лет) в присутствии одного из родителей (как правило, их присутствие чередуется).

Специалист работает в первую очередь с бессознательными проявлениями несовершеннолетнего, что, с одной стороны, дает возможность ребенку отыграть негативные переживания, а с другой стороны, позволяет специалисту проводить работу, минимально вторгаясь в пространство ребенка. 

Результаты психологического сопровождения нашими специалистами: Урегулирование конфликтной ситуации в «картине мира» ребенка; 
Гармонизация взаимоотношений между родителем и ребенком;
Ограждение ребенка от негативного влияния конфликта между законными представителями; 
Понимание родителями интересов ребенка и выстраивание для него дальнейшего конструктивного воспитательного процесса.