НАКАЗАНИЕ - карать или воспитывать?

НАКАЗАНИЕ - карать или воспитывать? 
Частый запрос родителей на приеме психолога - объясните ему как себя вести! По "ним" подразумевается ребенок, под "как себя вести" - быть удобным, комфортным, послушным. 
Что хочет сказать своим поведением ребенок, какие потребности удовлетворить? 
Своим поведением ребенок сообщает окружающим о том, что ему чего-то не достает, чего-то не хватает, и он старается это получить доступными для него способами. 
Непослушный ребенок – это ребенок с неудовлетворенными потребностями. 
Например, он хочет внимания или влияния, или мстит за что-то, или от чего-то уклоняется. 
Поведение ребенка – это всегда симптом его отношений с окружающими и в первую очередь с близкими людьми, ведь именно они его первые учителя в жизни. Можно купировать симптом, но устранит ли это причину? Скорее появится новый симптом. 
Родитель непослушного ребенка злится на свою несостоятельность (не может изменить поведение, заставить) и на неспособность ребенка, за этим следует наказание, как месть ребенку за свои негативные чувства. Часто родитель считает, что ребенок делает назло. 
Пример: ребенок заигрался и случайно разбил любимую вазу мамы, получил за это по попе. Разбилась ваза – пострадала попа. Какой опыт получил ребенок? За каким-то его случайным действием следует расплата, потому что мама расстроилась. Как вы думаете, что сделает ребенок в следующий раз, когда произойдет подобное? Этот урок не научит его бережнее относиться к вещам или контролировать свои действия. Ведь мама просто выплеснула на него свои эмоции, а не рассказала ему как нужно себя вести, что бы получить результат, который бы устроил всех и в первую очередь ребенка. Страх от наказания рождает изобретательность для избегания наказания, а не ответственность за будущий результат. Здесь мы говорим о возрасте, когда у ребенка сформирована способность на прогноз (невозможно требовать от 2-х летнего малыша полного контроля своих действий, проще убрать дорогую вазу в недоступное для ребенка место). 
Что же делать родителям, когда кажется, что все варианты уже испробованы, а единственная причина всех бед – это ребенок – сущее наказание. 
Выход есть! Нужно формировать в ребенке представления о том к чему приводят или могут привести в будущем его действия и разрешать в рамках разумного сделать выбор, то есть попробовать и получить не всегда «хороший», с точки зрения взрослого результат, на котором ребенок мог бы получить опыт и сделать собственный вывод. Это не плохо, когда ребенок сомневается в абсолютности взрослого и ищет доказательства или опровержение его слов. Часто родители, стараясь оградить свое чадо от несчастий, которые могут встретиться на его пути, так как сами это уже проходили, дают мудрые советы, а фактически охраняют ребенка от собственного негативного опыта. И родители недовольны, когда он поступает наперекор. Представляете, что бы было, если бы человечество всякий раз не подвергало сомнениям догмы предыдущих поколений - так и жили бы на трех китах и большой черепахе. Ребенку важен свой собственный опыт, и тот механизм достижений, который он формирует в процессе научения. Именно он будет его мотиватором или демотиватором во взрослой жизни. 
Конечно, если ситуация опасна для жизни и здоровья ребенка или других людей, то следует ее пресечь моментально, объяснив ребенку почему его действия неприемлемы. 
Задача родителя не подчинить и заставить ребенка выполнять «правильные» действия, а научить понимать к чему приведут его действия, принимать правильные решения и брать на себя ответственность за выбор. 
Подумайте, если ваш ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, то в будущем он будет так же подчиняться и другим людям, и не факт, что порядочным.

Оставить комментарий

Комментарии: 0